На фоне значительных проблем с трудоустройством молодежи во многих частях света, новое исследование, опубликованное Европейской комиссией в этом месяце, сообщает о том, что молодые люди, проходящие обучение заграницей, не только овладевают дополнительными знаниями по своей специальности, но и развивают ключевивые навыки, которые так ценятся работодателями.
В исследовании программы Эразмус по изучению влияния международного студенческого обмена на навыки и трудоустройство выпускников, а также на интернационализацию высшего образования говорится, что студенты, прошедшие стажировку зарубежом, в два раза меньше испытывают длительную безработицу, чем те, кто такого опыта не имел. К тому же, спустя пять лет после выпуска, безработица среди таких студентов на 23% ниже, чем в случае обычных выпускников. Цель исследования состояла в том, чтобы выяснить эффект недавно возрожденной программы Эразмус в Европе. Исходя из новых бюджетных обязательств, принятых в декабре 2013 года, расширенная программа предоставит финансирование более чем четырем миллионам человек, заинтересованным в том, чтобы учиться, стажироваться, работать и участвовать в волонтерской деятельности заграницей вплоть до 2020 года.
Эразмус+ ‒ это самая масштабная в мире программа студенческого обмена и, соответвенно, новое исследование впечатляет свои размахом. Выводы сделаны на основе пяти онлайн-опросов, проведенных в 2013 году, и комбинированной выборке из около 80,000 уникальных анкет. В это число вошли 56,733 студентов (как участников программы Эразмус, так других программ; наряду с теми, кто имел и не имел опыт международного обмена), 18,618 выпускников (83% имели опыт обмена), 4,986 сотрудников учебных заведений (научных и административных, выезжавших/не выезжавших по обмену) 964 высших учебных заведения и 652 работодателя в 34 странах-участницах программы.
В исследовании отмечается, что 85% участников программы Эразмус предпочитают учиться или стажироваться заграницей с целью повышения шансов трудоустройства. Что также подчеркивается в докладе, работодатели особено заинтересованы в перспективных кадрах, имеющих международный опыт и ключевые навыки, открывающие новые возможности.
Взгляд работодателей на опыт международного обмена. Источник: Европейская комиссия
Результаты опроса показали, что 92% работодателей заинтересованы в качествах, значительно развивающихся во время учебы зарубежом, таких как: толерантность, надежность, умение решать проблемы, любознательность, знание своих достоинств и недостатков, решительность. В исследовании сообщается: "Тестирование до и после участия в обмене показало, что участники программы Эразмус демонстрируют высокий уровень таких личностных качеств еще до начала программы обмена; после окончания программы разница этих показателей увеличивается до 42% по сравнению с другими студентами".
В докладе также отмечаются прямые результаты, вытекающие из учебных программ Эразмус в отношении занятости и предпринимательства. Двум из трех опрошенных участников программ обмена была предложена постоянная занятость в компаниях, где они проходили стажировку. Более того, "Один из десяти участников открыл свою собственную компанию, а трое из четырех планируют или могут себе представить подобное".
Важность результатов этого исследования подкрепляется ситуацией на рынке труда, существующей на данный момент. Достаточно очевидны значительные и устойчивые пробелы ‒ это разрыв между навыками, которые имеет выпускник и тем, что необходимо работодателю, а также высокий уровень безработицы среди молодежи во многих странах мира, ‒ проблема, которая продолжает удерживать внимание политических и экономических лидеров. Оставаясь нерешенными, эти вопросы представляют серьезные проблемы для социально-экономического развития ряда стран и регионов.
Эти важные вопросы были вновь подняты на ежегодной конференции EAIE (Европейская ассоциация международного образования) в Праге. Преамбула одного из диалогов конференции довольно лаконично излагает проблему:
"Спрос на высшее образование стремительно растет на многих континентах и недостатка в выпускниках нет. Корпорации и бизнес-сектор конкурируют за молодых, компетентных выпускников, тогда как многие страны сталкиваются с зашкаливающим уровнем безработицы молодого, трудоспособного населения. Почему же существует такое несоответствие на рынке труда? Последние исследования показывают, что бизнес-сектор не удовлетворен навыками вышедших в свободное плавание выпускников. Множество учебных программ не менялись годами, а большая часть информации устаревает в течение двух-трех лет. Выпускникам также не достает универсальных навыков, которые компании ценят так высоко".
Участники дискуссии EAIE отмечают проблемы преподавания и/или поощрения коммерческих образовательных услуг, а также трудность адаптации системы образования, достаточную для того, чтобы идти в ногу с быстро меняющимся рынком труда. "Проблема, ¬‒ заявляет Ливиу Матеи из Ассоциации университетов Европы, ‒ не в студентах, а в учебных планах".
В конце, участники дискуссии согласились, что ознакомление студентов с международным опытом чрезвычайно важно. Действительно, результаты этого обсуждения нашли свое отражение в докладе Европейской комиссии благодаря своим однозначным выводам о ключевой роли международных обменов в развитии навыков и трудоустройства.
|