Проживание детей в неблагоприятных социальных условиях является причиной слабого развития речи в более позднем возрасте, причем этот негативный эффект наблюдается даже после переезда из неблагополучных районов. К такому выводу пришли исследователи из Гарвардского университета (The Harvard University). Результаты научной работы были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Полученные данные свидетельствуют о том, что проживание детей в неблагополучных районах с высокой концентрацией населения препятствует развитию их вербальных способностей, что, согласно оценкам ученых, эквивалентно одному пропущенному году школы. Таким образом, неблагоприятная социальная среда отрицательно влияет на траекторию речевых способностей, высокий уровень развития которых является индикатором успеха во взрослой жизни.
В ходе исследования, длившегося семь лет, начиная с середины 1990-х гг., отслеживались семьи из Чикаго с различным уровнем дохода, переезжавшие из района в район города, а также в другие города США. За исследуемый период проводилось три расширенных интервью с 2 тыс. детей в возрасте 6-12 лет, а также с их опекунами и родителями. Детям также предлагалось пройти тест, оценивающий их словарный запас и умение читать. Помимо среды проживания также учитывалось, получает ли кто-либо из членов семьи пособие, проживает ли семья отдельно, есть ли в семье безработные, работают ли женщины, количество детей в семье и др.
|