По итогам 2005-2006 учебного года количество иностранных студентов, поступивших в высшие учебные заведения США, выросло незначительно и составило 564 766 человек. Однако, по последним оценкам, 2006-2007 академический год демонстрирует более активный рост. Важно, что с каждым годом США все более уверенно заявляют о себе как о привлекательном образовательном направлении для иностранных студентов, желающих получить университетское или профессиональное образование. Это связано с широким выбором учебных заведений, а также с их наработанной академической репутацией.
По данным опроса, в 45% учебных заведений число иностранных студентов выросло, в 26% сократилось, а в 29% осталось на прежнем уровне.
Основной причиной снижения числа иностранных студентов 20% респондентов из числа учебных заведений, заявивших о сокращении притока студентов из других стран, назвали задержку или отказ в получении визы. Однако ситуация начинает постепенно меняться в лучшую сторону в сравнении с 2005 г., когда на проблемы с выдачей виз жаловались 35% респондентов. Еще одной причиной для снижения числа иностранных студентов 16% учебных заведений назвали стоимость обучения, а 7% заявили о большей привлекательности для студентов других образовательных направлений. Представители нескольких образовательных учреждений связывают сокращение потока студентов из других стран с комбинацией сразу нескольких факторов, среди которых: возросшая конкуренция со стороны других стран, увеличившиеся образовательные возможности в родных странах студентов, а также конкурентная борьба за иностранных студентов внутри США.
По итогам 2006 г. в секторе языкового образования в США была зафиксирована положительная динамика по ряду причин. Представитель компании, предоставляющей услуги образовательного агента, Крис Тейлор, заявил о том, что в 2006 г. число иностранных студентов, воспользовавшихся их услугами, выросло на 22% в сравнении с 2005 г., при этом в первой половине 2007 г. прирост составил 26%. Он связывает данный рост, в том числе, и со слабыми позициями американского доллара на нескольких ключевых рынках, при этом США продолжают оставаться одним из самых популярных туристических направлений.
Линн Ричмонд, директор American Language Institute при Государственном калифорнийском университете, говорит об увеличении числа студентов на 46% в 2006 г. во многом благодаря большому притоку студентов с Ближнего Востока благодаря государственной программе поддержки языкового образования студентов, учрежденной правительством Саудовской Аравии. Здесь же учится много студентов из Южной Кореи, Тайваня и Японии. Однако, по свидетельству Линна Ричмонда, за последние два года также наблюдается увеличение потока иностранных студентов из Турции, ОАЭ, Китая, Восточной Европы, государств СНГ и Южной Америки.
Говоря о тенденциях при выборе курсов, Ричмонд отмечает переориентацию на академические программы высшего языкового уровня. Студенты все чаще проявляют интерес в отношении более глубокого изучения грамматики, подготовительных университетских и МВА курсов, а также углубленного изучения произношения.
Представитель языковой школы St. Giles International из Сан-Франциско также говорит о значительном притоке иностранных студентов в их учебное заведение: в 2006 г. прирост составил 30%, а в первой половине 2007 г. – 40% (!). Здесь же отмечают и растущий интерес к академическим программам, что подвигло руководство школы на ребрендинг курса Study Year Abroad Course, который теперь называется International Semester Course. Ребрендинг был подкреплен активной маркетинговой кампанией, при этом обновленный курс стал самым популярным среди иностранных студентов.
Кристофер Маленфант из языковой школы ELC называет основными «странами-поставщиками» своих студентов Корею, Японию, Испанию и Италию. Однако в 2006-2007 гг. было зафиксировано снижение потока студентов из Японии. Он связывает это с переориентированием студентов в пользу Австралии и Новой Зеландии.
По данным К.Маленфанта, за последнее время наметилась тенденция, когда все большее число образовательных учреждений США предлагают специальные программы для иностранных студентов-тинэйджеров. Например, все большей популярностью пользуются летние программы для молодежи. Молодые люди и их родители все чаще отдают предпочтение программам не в Европе, а в США. В настоящее время лишь немногие языковые школы Америки предлагают подобные программы, и ELC удалось занять свою нишу в этом бизнесе. Этого же направления придерживаются и в языковой школе St. Giles, где этим летом, «по многочисленным просьбам», стартовала программа для 12-17-летних ребят.
В общем, прогнозы развития образовательного рынка США выглядят достаточно оптимистично, при этом многие учебные заведения ведут активную политику по привлечению иностранных студентов, что, безусловно, будет способствовать росту рынка, а конкурентная борьба станет стимулом для повышения качества предоставляемых услуг.
За консультациями и дополнительной информацией обращайтесь в Бюро международных образовательных программ «Прямой разговор».
По материалам Language Travel Magazine
|